Жизнь Церкви

Серьезным вопросом отношений Церкви и государства в правовой сфере стало возвращение церковной недвижимости, храмов и монастырей. Были подготовлены соответствующие Указы Президента и распоряжения Правительства, а также региональной власти. Например, в сентябре 2005 г. Правительство Санкт-Петербурга утвердило постановление о передаче в собственность религиозным организациям их имущества, находящегося в государственной собственности. Тем не менее, возвращение храмовых зданий идет подчас достаточно сложно и избирательно.

Как отметил митрополит Кирилл, «существует множество смежных проблем, решение которых интересует и Церковь, и государство. Здесь необходим диалог. Но не диалог всадника и лошади – как это было в советское время. Поэтому в итоге я бы описал партнерство Церкви и государства так: необходима свобода Церкви, чтобы выражать голос народа и интересы народа, и невмешательство Церкви в политическую жизнь».
Усилия государства и религиозных объединений, педагогов, религиозных деятелей и деятелей культуры должны быть направлены на «поиск позитивной основы диалога, цель которого – преодоление, с одной стороны, существовавший в недавнем прошлом крайней идеологизации системы образования и культуры, навязывавшей всем обязательные воззрения, и, с другой стороны, современной плюралистической системы, построенной на представлениях об относительном характере любых истин и ценностей, в конечном счёте, подрывающей морально-нравственные устои общества».
Согласно Конституции РФ, основной задачей государства в экономической сфере является обеспечение нормального функционирования экономики страны, в политической сфере – выполнение функций законодательной, исполнительной и судебной власти и обеспечение безопасности, в социальной сфере – удовлетворение основных социальных потребностей населения, в духовной сфере – поддержка культуры, науки, образования. Но о какой бы сфере деятельности не шла речь, Церковь сегодня «призывает власть имущих использовать силу государства для ограничения зла и поддержки добра, в чем и видится нравственный смысл существования государства (Рим. 13. 3-4). Власть «не вправе абсолютизировать себя, расширяя свои границы до полной автономии от Бога и установленного им порядка вещей, что может привести к злоупотреблениям властью и даже обожествлению ее носителей». При этом «Церковь сохраняет лояльность государству, но выше требования лояльности стоит Божественная заповедь: совершать дело спасения людей в любых условиях и при любых обстоятельствах. Если власть принуждает православных верующих к отступлению от Христа и его Церкви, а также к греховным душевредным деяниям, Церковь должна отказать государству в повиновении».
«Государство не должно вмешиваться в жизнь Церкви – в ее управление, вероучение, литургическую жизнь, духовническую практику… равно как и вообще в деятельность канонических церковных учреждений, за исключением тех сторон, которые предполагают деятельность в качестве юридического лица, неизбежно вступающего в соответствующие отношения с государством, его законодательством и властными органами. Церковь ожидает от государства уважения к ее каноническим нормам и иным внутренним установлениям». С другой стороны, «в осуществлении своих социальных, благотворительных, образовательных и других общественно значимых программ Церковь может рассчитывать на помощь и содействие государства… Областями соработничества Церкви и государства в нынешний исторический период являются:
а) миротворчество на международном, межэтническом и
гражданском уровнях, содействие взаимопониманию и сотрудничеству
между людьми, народами и государствами;
б) забота о сохранении нравственности общества;
в) духовное, культурное, нравственное и патриотическое
образование и воспитание;
г) дела милосердия и благотворительности, развитие совместных
социальных программ;
д) охрана, восстановление и развитие исторического и культурного
наследия, включая заботу об охране памятников истории и культуры;
е) диалог с органами государственной власти любых ветвей и
уровней по вопросам, значимым для Церкви и общества, в том числе в
связи с выработкой соответствующих законов, подзаконных актов,
распоряжений и решений;
ж) попечение о воинах и сотрудниках правоохранительных
учреждений, их духовно-нравственное воспитание;
з) труды по профилактике правонарушений, попечение о лицах,
находящихся в местах лишения свободы;
и) наука, включая гуманитарные исследования;
к) здравоохранение;
л) культура и творческая деятельность;
м) работа церковных и светских средств массовой информации;
н) деятельность по сохранению окружающей среды;
о) экономическая деятельность на пользу Церкви, государства и общества;
п) поддержка института семьи, материнства и детства;
р) противостояние деятельности псевдорелигиозных структур, представляющих опасность для личности и общества.
Во взаимоотношениях с государством Русская Православная Церковь также ведет диалог по вопросам «совершенствования общегосударственного и местного права, имеющего отношение к жизни Церкви, церковно-государственному соработничеству и сферам общественной обеспокоенности Церкви. Этот диалог касается также постановлений и решений законодательной власти, не имеющих прямого отношения к законотворчеству. В контактах с исполнительной властью Церковь должна вести диалог по вопросам принятия решений, имеющих отношение к жизни Церкви, церковно-государственному соработничеству и сферам общественной обеспокоенности Церкви, для чего на соответствующем уровне поддерживается контакт с центральными и местными органами исполнительной власти».
По мнению православных иерархов, в России должен быть разработан механизм признания религиозных организаций социально ориентированными некоммерческими организациями, для которых предусмотрена государственная финансовая поддержка. «Широкая социальная деятельность Церкви выгодна государству. Такой опыт есть за рубежом. И наша задача – внести такие предложения по изменению законодательства, чтобы мы могли активнее вести социальную деятельность», – заявил епископ Пантелейимон. Если церковные предложения будут приняты Министерством, то благотворительность РПЦ будет осуществляться при государственной поддержке.
Сегодня есть возможности сотрудничества между государством и Церковью в улучшении социального положения разных категорий населения путем слаженной работы государственных и негосударственных организаций, в том числе и религиозных. Это поддержка семьи, здорово­го образа жизни, сохранение и развитие системы ценностей, которая обеспечивает преемственность поколений и социальный мир. Особые области сотрудничества Церкви и государства в деле обеспечения прав человека обозначены в Декларации о правах и достоинстве человека, принятой Х Всемирным Русским Народным Собором. В ней говорится: «областями такого сотрудничества должны стать сохранение прав наций и этнических групп на их религию, язык и культуру, отстаивание свободы вероисповедания и права верующих на свой образ жизни, противостояние преступлениям на национальной и религиозной почве, защита личности от произвола властей и работодателей, попечение о правах военнослужащих, охрана прав ребенка, забота о людях, находящихся в местах заключения и социальных учреждениях, защита жертв деструктивных сект, недопущение тотального контроля над частной жизнью и убеждениями человека, противодействие вовлечению людей в преступность, коррупцию, работорговлю, проституцию, наркоманию, игроманию».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *