Возлюбить Бога, а не злато

В раю даже этого не должен был делать Адам, но, как известно, оказался недостоин такого высокого дара. К сожалению, тот грех, который привел человека к изгнанию из рая, проник в жизнь века сего, и, несмотря на огромное изобилие богатств этого мира, человек стал воспринимать мир как такой, в котором должна идти постоянная борьба за богатство. Возникает зависть, ненависть, войны… и в конечном счете мир погружается в бездну ненависти, а люди превращаются в слуг сатаны. Корнем этих зол апостол назвал сребролюбие, когда человек утрачивает представление о том, что всемилостивый Бог и так всё нам дает, когда человек начинает любить не благо, источник которого Бог, а серебро и злато, те вещи тварные, которые призваны служить всего лишь эквивалентом человеческого труда, но оказываются кумирами, вытесняющими и заслоняющими собой главного подателя всех благ – Господа Бога.

Это идолопоклонство, выраженное в сребролюбии, является очень опасной духовной болезнью, с которой достаточно сложно вести борьбу, и неслучайно Господь говорит, что богатому очень трудно попасть в Царство Божие.
Византийское общество было построено таким образом, чтобы гармонизировать древнюю, унаследованную еще с языческих времен любовь к богатству и в то же время обратить ее на пользу, обратить ее на созидание, не на обогащение отдельных личностей, но всего общества.
Итак, по византийской традиции, источником всех богатств является Сам Господь. Человеческий труд лишь приумножает эти богатства таким образом, что человек, как соучастник Божественного замысла, как участник Божественного Промысла о мире, выполняет то предназначение, к которому призван, и главная часть которого состоит в том, чтобы управлять этим миром как царь и упорядочивать гармонию этого мира. Человек призван Господом к творению и созиданию. Именно таково и было отношение к человеческому труду. Что касается богатства как такового, то богатство также всё уже дано человеку Господом, и главное богатство, которое он действительно стяжает, которое он действительно может унести с собою после смерти в загробный мир, – это богатство духа, духовное богатство. Именно его старались стяжать люди православной культуры. Византийцы и византийские святые давали тому яркий пример. Ведь мирское, тленное богатство человек оставляет в мире сем, духовное же богатство он уносит в мир иной, и именно оно является тем главным результатом человеческой жизни, которое определяет дальнейшую загробную судьбу человека и судьбу его после воскрешения из мертвых.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *