Создание условий для успешной социальной адаптации

Социальная адаптация личности является значимой проблемой на протяжении всего развития общества, так как человек вынужден жить в мире, состоящем из других индивидов. Современное общество очень динамично: меняются экономическая и политическая ситуации, меняются ценности, на основе которых люди выстраивают отношения друг с другом. Поэтому вопрос социальной адаптации личности и в наше время остается особо актуальным.

Первостепенное значение этот процесс приобретает в подростковом возрасте, когда происходит активная социализация ребенка. В этот период идет расширение круга общения, наполнение и углубление его содержания, усвоение норм и правил поведения приемлемых в социальном окружении ребенка и в обществе в целом. В сфере сознания формируется самооценка, образ «собственного Я», идет осмысление своей социальной принадлежности и социальной роли.

Ведущим видом деятельности подростка, как известно, является общение со сверстниками. Поэтому для этой возрастной группы детей особенно актуальной является социализация в сфере общения со сверстниками и осознание своей принадлежности к референтной группе. Для подростка резко возрастает значение коллективных отношений, расположение к нему товарищей, их оценка его поступков. Неудачи в общении ведут к внутреннему дискомфорту, компенсировать который не могут никакие объективные высокие показатели в других сферах их жизни и деятельности. Если ребенок не может найти системы удовлетворяющего его общения, он «уходит» из этой системы, чаще психологически, а иногда и буквально. Это является проявлением социально-психологической дезадаптации, признаками которой считаются повышенная тревожность и неуверенность личности в себе, агрессивность и чувство малоценности, чрезмерное увлечение курением, компьютерами, длительные внутриличностные и межличностные конфликты.

В области социально-психологической адаптации подростков и собственный опыт работы, нами выделено несколько признаков успешной социализации подростка в среде сверстников. Такой ребенок:

– находится в референтной группе и удовлетворен ею. Нормы и ценности данной группы играют решающую роль в его социализации, в усвоении им определенного социального опыта;

– имеет возможность реализовать и выразить себя в общегрупповой деятельности, которая одобряется членами группы и другими окружающими его людьми (соседи, учителя, сверстники и так далее);

– имеет признание и высокий статус в группе, способен считаться с «коллективными интересами», уважает нормы коллективной жизни;

– способен устанавливать длительные межличностные контакты с различными людьми, проявлять к ним внимательное отношение;

– имеет адекватное возрасту представление о самом себе, о своих способностях, умеет оценить результаты своей деятельности;

– имеет широкий выбор вариантов поведения, направленных на удовлетворение своих потребностей;

– способен конструктивно реагировать на сложную конфликтную ситуацию, владеет эффективными способами психологической защиты.

Социализация подростка, усвоение им социального опыта протекает по мере все более активного его включения в многоплановые и разносторонние отношения со сверстниками, по мере расширения его многообразных связей с окружающим миром. Когда подросток овладел различными способами взаимодействия с подростковой средой, научился успешно удовлетворять свои потребности, не причиняя вреда себе и другим, тогда можно с уверенностью говорить о том, что он успешно социализировался.

В результате многолетней консультативной деятельности нами выявлено, что основной проблемой, волнующей родителей детей 9-12 лет, является проблема взаимодействия ребенка со сверстниками. Родители беспокоятся, что их детей не принимают одноклассники, им трудно найти друзей, подростки часто страдают от насмешек со стороны сверстников.

Обобщая опыт взаимодействия с такими подростками, психологами учреждения выявлено несколько неконструктивных стилей поведения, которые дети 9-12 лет используют для решения проблем, возникающих в процессе их взаимодействия со сверстниками:

Уход от общения. Отсутствие полноценного общения у детей приводит к тому, что ребята начинают замыкаться в себе, «прячутся» в социальных сетях и компьютерных играх. Виртуальные средства коммуникации часто становятся заменой живого человеческого общения. Такой способ общения очень специфичен, он лишен обратной связи и фактически исключает взаимодействие. Пребывая в иллюзиях виртуальной дружбы, ребенок так и не приобретает реальные навыки общения.

Другим вариантом ухода от взаимодействия со сверстниками является замкнутость подростка на общении с взрослыми внутри семьи. В этом случае влияние семьи не заменяется влиянием группы сверстников, выступающей источником норм поведения и получения определенного статуса. Ребенок вместо вхождения в группу сверстников продолжает находиться под родительской опекой. Вследствие этого у подростка не возникает «чувство взрослости», которое возрастной психологией считается основным новообразованием подросткового возраста, свидетельствующего об отделении подростка, как от мира детства, так и от мира взрослых.

Агрессивный стиль поведения или демонстративное «клоунское» поведение.

Оскорбления, клички, невербальные проявления агрессии, игра на публику становятся для подростка способами, помогающими завладеть вниманием группы, стать популярным. К тому же у детей к этому возрасту еще не сформировано умение эффективно реагировать на проявление агрессии со стороны сверстников. Отсюда рождаются взаимные оскорбления и другие ответные агрессивные реакции.

Зависимое поведение, «позиция жертвы».

Такие дети готовы на все, чтобы их приняли в компанию. Они во всем подражают лидеру, стараются ему угодить, в результате оставаясь покинутыми или отвергнутыми. Эта категория подростков часто становится объектом для насмешек и оскорблений со стороны сверстников.

Коррекция неконструктивных стилей поведения возможна при создании специальных условий, способствующих социализации подростков. Такие условия специалисты учреждения формируют в процессе индивидуальной, семейной и групповой психокоррекции.

В рамках индивидуальных консультаций совместно с родителями и детьми анализируется поведение подростка и выявляются причины, возникающих проблем. При необходимости проводится коррекция детско-родительских отношений. Если причины трудностей подростка лежат вне семьи, разрабатываются новые эффективные стратегии поведения ребенка в детском коллективе, с учетом его личностных особенностей.

На следующем этапе отрабатываются новые стратегии поведения у детей в режиме группового тренинга, по разработанной в учреждении программе «Учимся дружить». Эти занятия создают условия для социальной адаптации подростков в среде сверстников через обучение их навыкам общения. У детей в безопасной, специально сформированной обстановке есть возможность получить информацию о своих способах взаимодействия с окружающими, преодолеть барьеры в общении, стать более уверенными. Особое место в тренинге уделяется анализу качеств, мешающих и помогающих дружбе, обучению новым формам установления контактов. Очень полезным, по мнению детей, является обсуждение конструктивных способов психологической защиты в ситуациях агрессивного давления со стороны сверстников.

На протяжении всех занятий специалисты работают на повышение самооценки ребят, развивают у них умение видеть в окружающих позитивные черты, делать комплименты друг другу. В группе активно расширяем игровой репертуар подростков, что является особо ценным для развития у них дальнейших коммуникативных связей.

Родители подростков, анализируя итоги тренинга, отмечают, что у детей расширился круг межличностных контактов с различными людьми, улучшилось качество взаимоотношений со сверстниками, изменилось их поведение в сложных, конфликтных ситуациях.

Появление признаков успешной социализации в поведении подростков доказывает эффективность построенной в учреждении пошаговой работы с подростками, их семьями и подростковыми группами.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *