Помогу ради Христа

В очень сложных случаях мне приходилось искренне говорить бездомному человеку, упрямому в своей лжи, что я ему абсолютно не верю, но помогу ради Христа, ради той любви, которую Христос мне дал к нему. Важно и то, что без любви даже такая великая добродетель, как рассуждение, может превратиться в осуждение, оправдание своей жадности и лени. Следует молиться, чтобы Бог дал этот дар рассудительности. А он дается за добрую, полную милосердия и любви жизнь во Христе.
Идя на дело милосердия, следует не забыть помолиться Богу, чтобы Он дал нам сил и разумения исполнить Его заповедь так, как это угодно Ему. Вообще молитва есть неотъемлемая составляющая дел милосердия. Без молитвы почти невозможно сотворить угодное Богу. Мы можем все рассчитать, обо всем договориться, быть уверенными в успехе, но если не было молитвы, то дела наши подобны дому, построенному на песке. Бездомный, не евший давно мяса, поев, может почувствовать себя плохо; новая куртка может стать поводом для его избиения; новый восстановленный паспорт может быть неожиданно украден «друзьями» и продан для темных дел, которые неизвестно как отзовутся в будущем; медицинская помощь может дать большие осложнения и т.д.
Если мы заговорили с кем-то, то хорошо бы кратко помолиться и об этом человеке, даже если мы не знаем его имени, и уж тем более, если знаем. Часто духовники благословляют читать про себя «Царю Небесный», особенно если разговор начался о духовном. Подходя, хорошо бы искренне улыбнуться. Ведь это чудесно – быть участником, исполнителем, проводником Божиего милосердия.
Ни в коем случае не следует сочетать свои дары с укорами относительно его образа жизни, с нравоучениями и непрошенными советами. Помогать надо просто, без стремления поучать человека. Ему и так нелегко, пусть даже и по его вине, и дополнительные укоры и поучения будут просто еще одним отягчающим обстоятельством для него. Наша же задача – не отягчать, а постараться хотя бы в мелочах на секунду облегчить его ношу. Советы же можно давать только уже узнав человека и полюбив его, имея с его стороны какое-то доверие, с молитвой и внутренним смирением.
Говоря с «бомжами», нужно следить, чтобы не проявлялась в нашей речи заносчивость. И если мы при оказании милостыни позволим себе превозноситься над этим человеком или тщеславиться, то это истребит нашу добродетель, сделает мерзким наше поведение в глазах Господа, и Он обязательно нас накажет за это, если мы не покаемся.
Все это может показаться трудно осуществимым, но эти усилия стоят того. Эти труды милосердия есть реальное, деятельное доказательство нашей веры и нашей любви ко Христу. И самое главное: Господь помогает, когда начинаешь творить милостыню, дает особую благодать, часто даже несмотря на наше тщеславие и лень. И если человек искренне пытается угодить и любить Господа, то Господь покрывает и исправляет, даже более того – обращает к славе Божией наши ошибки. Благодать начинает преображать душу, в ней начинает прорастать зерно Царства Небесного. Человек с каждым днем начинает ощущать эту особенную радость новой духовной реальности: «Еще подобно Царство Небесное сокровищу, скрытому на поле, которое, найдя, человек утаил, и от радости о нем идет и продает все, что имеет, и покупает поле то» (Мф. 13: 44). Пребывание в этой благодати настолько преображает душу, что незаметно дела, которые казались невозможными, становятся простыми и даже желанными.
Помогая людям, не надейтесь изменить мир и всех бездомных, не ждите от них благодарности – творите все ради любви Христовой. Не унывайте и не пугайтесь, если кто-то вопреки всем вашим стараниям все-таки обратил вашу милостыню ко злу. «Всякому, просящему у тебя, давай и не требуй назад, ибо Отец хочет, чтобы все подаваемо было из Его даров. Блажен дающий по заповеди, ибо он неповинен. Горе принимающему, ибо если кто, имея нужду, принимает, тот будет неповинен, если же (кто принимает), не имея нужды, тот даст отчет, почему принял и на что… Но и о сем также сказано: пусть милостыня твоя запотеет в руках твоих, пока ты не узнаешь, кому дать».
Безусловно, в наше время живут святые люди, но для обычных грешных людей – горожан, измученных гонкой потребительства, лишенных сердечной молитвы, не способных к совершенному постничеству, не имеющих времени на апостольское служение, погрязших в кредитах и житейских делах, – «милостыня, творимая ради Христа, ради любви к Нему, очищает от грехов важнее жертв, отверзает небеса важнее девства, может сделать равными апостолам».
Надо сказать несколько слов и для тех, кто вообще не подает милостыни «бомжам», считая, что этот человек сам виноват во всех своих бедах. Скажу так: может, вы и правы, но разве Господь не всемогущ помочь и воскресить даже мертвого? Разве Он, сотворивший вселенную, небо и землю и все сущее, нуждается в наших копейках или миллионах? Разве Ему важно, в чьем именно кармане лежит наша 50-рублевка? Или Он не может накормить голодного, одеть мерзнущего, дать жилье бездомному? Благой Господь может все это, но доверяет сделать это нам. «Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне. Тогда праведники скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили? когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели? когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе? И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Мф. 25: 34–40). И для того чтобы послужить Христу, не надо жить 2000 лет назад, а можно просто дать сегодня тарелку супа бездомному и сказать Богу: «Ты голоден, Господи, на, поешь».
Теймураз Кристинашвили

Добавить комментарий

You have to agree to the comment policy.