НРАВСТВЕННЫЙ АРГУМЕНТ В ПОЛЬЗУ СУЩЕСТВОВАНИЯ БОГА

Немецкий философ Иммануил Кант считал, что в людях изначально (априори) сидит нравственный закон, который требует действовать порой вопреки всякой логике и прагматике. И вот это внутреннее требование Кант назвал «категорически императивом».

Именно он требует броситься, например, в горящий дом, что бы вытащить оттуда незнакомого человека, хотя разум говорит, что делать этого не надо – опасно, и можно погибнуть самому. Логика выступает против, но нравственный закон внутри нас требует поступать “по-человечески”. То есть нравственно, повинуясь долгу морали, исходя из чувства добра, справедливости, сострадания, альтруизма. Откуда в людях это? Иммануил Кант считал, что это (как и наша способность мыслить о всеобщем и понимать красоту) просто заложено в человеческую природу. Поскольку это чувство не всегда побуждает человека к поступкам, приносящим ему земную пользу, следовательно, должно существовать некоторое основание, некоторая мотивация нравственного поведения, лежащие вне этого мира. Всё это с необходимостью требует существования высшего суда (за нарушение заложенного в человека нравственного закона), бессмертия (для возможности осуществления высшего суда после физической смерти) и Бога (как Творца, заложившего этот закон и, как судьи, оценивающего его исполнение).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *