Государство и гражданское общество

Светское государство отделяет конфессию от института власти. С момента реформ Временного правительства в России устанавливается светское государство. Отграничиваются понятия «государство» и «гражданское общество», «гражданское право» и «церковное право». Мировоззрение человека реализуется в гражданском обществе и не зависит ни от духовной ни от светской власти. Признаётся факт атеистического мировоззрения.
Светское государство:
– не требует обязательной вероисповедной принадлежности граждан и не контролирует их религиозные убеждения;
– провозглашает и следует принципу свободы совести и мировоззренческого выбора;
– взаимодействует с гражданами исходя из их гражданско-правового положения;
– осуществляет принцип правового равенства всех церквей, действующих на его территории и нерелигиозных общественных объединений граждан;
– исключает конфессии из процесса формирования и проведения государственной политики;
– разъединяет государственное и церковное право;
– не возлагает на религиозные объединения выполнение функций органов государственной власти или местного самоуправления, имеющих, таким образом, исключительно светский характер.
Светское государство имеет три формы: внеконфессиональную, атеистическую и мультикультурную.
Внеконфессиональное государство соблюдает принципы равноудалённости всех религиозных объединений от государства и невмешательства в процессы их формирования и деятельности. Религиозные организации рассматриваются как один из видов общественных объединений. Проблемы, связанные с обеспечением религиозных свобод, рассматриваются в аспекте реализации прав и свобод человека при уважении к его праву личного религиозного выбора. В своей внутриконфессиональной деятельности религиозные объединения могут пользоваться собственным законодательством. Такой подход можно охарактеризовать как формально-правовой.
Атеистическое государство налагает правовой запрет на религиозные убеждения, деятельность конфессий и всемерно поддерживает атеистический мировоззренчески выбор граждан. Такая государственная политика была характерна для Советского Союза во второй половине 30-х годов и в 50-60 годах XX века, для Китая времён культурной революции.
Мультикультурное государство или государство культурного сотрудничества предполагает соблюдение религиозными объединениями гражданского законодательства, принятие ими современных норм и принципов свободы совести и верховенства законов светского государства. Государство и конфессии сотрудничают в сфере гражданского общества. Сотрудничество направлено на защиту общенациональных интересов и прав конкретного человека. Обе стороны воспринимают себя равноправными субъектами национальной истории и культуры, не вторгаясь в не принадлежащую каждой из них сферу деятельности.
С конца XVIII века идеи свободомыслия и отделения Церкви от государства распространялись в обществе, но реально новая политика начала осуществляться в 1917 г. Временным правительством. Его постановлениями «Об отмене вероисповедных и национальных ограничений» (март 1917) и «О свободе совести» (июль 1917) были отменены нормы имперского религиозного законодательства и создано Министерство исповеданий в качестве контрольного органа и модератора взаимодействий государства и центральных органов различных конфессий, в первую очередь, Русской Православной Церкви. Первоначально строилась модель внеконфессионального государства. Конфессии рассматривались как «союзы верующих граждан», но эта политика не учитывала исторических и социальных реалий, роли Православной Церкви как цемента для государственного здания. Поэтому Временное правительство стало переходить к модели культурного сотрудничества. Таким образом, история отношений Церкви и государства в досоветский период завершилась попытками создания внеконфессионального государства и восстановления соборности в Церкви.
Последующим этапом становления светского государства стал советский период 1918-1991 гг. Формируется советская модель государственной политики в сфере свободы совести. Как часть европейской социал-демократии большевики восприняли идеи светского государства, но не осуществили модель культурного сотрудничества в силу идеологической и политической конфронтации с Русской Православной Церковью. Выдвигая идею внеконфессионального государства как образец, они склонялись к тому, что подлинно демократическое государство атеистично, и строить его должна одна партия. На практике партия большевиков постепенно стала выполнять функцию конфессии, утверждающей и распространяющей идеологию большевизма. С этой точки зрения, советское государство на деле постепенно стало конфессиональным, повторив взаимоотношения с новой конфессией, свойственные Российской империи.
Принципиальное отличие советского законодательства о культах заключалось в положениях Декрета «Об отделении Церкви от государства и школы от Церкви» от 20.01.1918: «Никакие церкви и религиозные общества не имеют права владеть собственностью. Прав юридического лица они не имеют. Все имущества существующих в России церквей…объявляются народным достоянием»14. Было отменено религиозное воспитание детей в школе. В дальнейшем, в 1929 г. Постановлением ВЦИК «О религиозных объединениях» запрещалась их благотворительная и просветительская деятельность. По Конституции СССР 1936 г. провозглашалась «свобода религиозного исповедания и антирелигиозной пропаганды». Таким образом, привилегию получило атеистическое мировоззрение. На деле ни одно общество не может существовать без идеологического и мировоззренческого империтива, для чего и необходим социальный институт конфессии. Вытеснив христианско-православную конфессию в лице Русской Православной Церкви, ВКП(б) – КПСС заняла её место, чем и объясняется конфронтация с РПЦ. Распространяемым мировоззрением стал, сообразно историческим и мировоззренческим установкам общества, своеобразно понятый и развитый марксизм-ленинизм.
В разгар Великой Отечественной войны в 1943 г. Русской Православной Церкви были даны права ограниченного юридического лица, в частности – производства и продажи предметов культа. Была признана её важная роль в консолидации народа и воспитании патриотизма. За исключением десятилетия «хрущёвской эпохи», когда была сделана попытка возврата к нормам 1929 г., происходили медленные, но неуклонные подвижки к статусу внеконфессионального государства. Юридические права религиозных обществ расширялись, хоть и не получили гражданской полноты.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *