Духовная суть пагубной страсти

Духовная суть пагубной страсти человечеству разъяснена давно. Апостол Павел, напоминая о рассказанном в Библии поклонении избранного народа золотому тельцу (Исх. 32, 6), призывает: «Не будьте также идолопоклонниками, как некоторые из них, о которых написано: народ сел есть и пить, и встал играть» (1 Кор. 10, 7).

Учитель Церкви II-III веков Тертуллиан пишет: «…когда понадобились они (лошади) для игрищ, тогда то, что было даром Божиим, сделалось орудием сатаны». А святитель Иоанн Златоуст, во времена которого (IV-V века) конские скачки приобрели небывалую популярность, емко и хлестко именует их «сатанинским зрелищем», «безплодным и гибельным позорищем», «растилищем диавольским», «отравой душ». Посетителей «позорищ» великий проповедник Истины хотел отлучить от священных собраний, поскольку «страсть больше всего повергает нас власти диавола».
В конце десятого века, преподобный Василий Новый укоряет своего ученика Григория, приостановившегося у ипподрома, «где радость бесам доставляют, угождая им этим позорным зрелищем».
Две тысячи лет христианство воспитывает человека в воздержанности и целомудрии, научая его противостоять страсти. В «Указателе» свт. Иоанна Златоуста, к примеру, немало сказано на актуальную для России тему: «Игра в кости для многих не кажется злом, но любовь к ней вводит в жизнь тысячу зол»; «Страсть к деньгам — корень зла»; «Страсти делают ум пустым»…
Лучшие умы России, пронизанные, вскормленные Православием, исследуя игорную страсть, осознавали, что и кто скрывается за этой пагубой. В письме своему другу Лермонтов, не избежавший гибельного увлечения, признавался: «Когда я играю, я чувствую бестелесного дьявола, притаившегося за моими плечами». Куприн размышлял: «Лихая вещь эта пакостная рулетка». Лихими на Руси, как известно, называли опасных и злобных.
И тому же Лермонтову принадлежит жесткая констатация: «Азартные игры — это сети, в которые сатана ловит души».
Это не метафора с гиперболой, а факт. Сколько написано о святотатственной символике карточных мастей, однако даже не всем христианам известно, что зашифровано в намозоливших глаза сердечках и ромбах. Процитируем «Почаевский листок».
«Игральные карты были созданы темными силами как кощунственное хуление крестных страданий Господа нашего Иисуса Христа. Карточные масти обозначают: крест, на котором был распят Спаситель, копие, коим Он был прободен, губку, поднесенную Ему с оцтом (уксусом), и кованые четырехгранные гвозди, которыми Спаситель был пригвожден ко кресту».
«Непобедимая победа», «оружие на диавола», наша защита хулится «смельчаками, заигравшимися в самоубийство», как точно именует картежников «Почаевский листок».
Неслучайно карты с маниакальностью используются колдунами, гадалками, шулерами, ворами и пр., что «жизни вечной не наследуют» и стремятся увлечь с собой в разверстую бездну побольше несчастных душ. Именно карты (позже символы их мастей) закладываются в первых «одноруких бандитов», а сегодня влекут к себе «смельчаков-самоубийц» в современных покерных автоматах. Карточные игры (баккара, блекджек, покер) — непременный атрибут и «домов азарта», хотя символ казино, конечно, — рулетка.
В недобрую минуту 1655 года французский математик, физик, философ и писатель Блез Паскаль изобрел колесо с вращающимися цилиндрами и точно обозначенным порядком цифр и комбинаций. Трагедия великого ученого оказалась в том, что он, видевший путь постижения тайн бытия и спасения человека от отчаяния лишь в христианстве, невольно (конструируя прибор для объяснения выдвинутой им теории вероятностей) вручил падкому на соблазн человечеству страшное колесо порока.
Рулетку (от франц. roulette — колесико) подхватили умельцы делать деньги, подбросив обществу идею об усовершенствовании «колеса удачи» доминиканскими монахами. Хотя недавно и колдун Юрий Лонго признал: «Ее придумал дьявол и свое черное дело переложил на другие плечи».
Симптоматично, что в куртуазной Франции XVIII века казино небывало размножились благодаря ее первому министру… кардиналу Джулио Мазарини, а сам он стал самым богатым вельможей после короля.
Во второй половине XIX столетия парижский шулер Морис Франсуа Бланк (изгнанный перед тем из Германии кайзером Вильгельмом) перебрался в Монако и купил у князя игровую концессию. Бланк выстроил в Монте-Карло казино, возвел на скале роскошную гостиницу и театр, выделил в казну 15 процентов дохода от рулетки. Сменил себе в угоду весь государственный аппарат, организовал две армии, создал акционерное «Общество морских купаний», которое взяло в руки игорное дело. Подкупил многие газеты Франции, Италии и Англии, привлек на свою сторону иезуитов, выделив деньги на постройку церкви и монастыря…
Несколько лет Бланк был европейским монополистом казино. До сих пор бытует легенда о том, что бывший шулер продал душу дьяволу за секрет рулетки. Бог весть… Сумма же всех цифр «колеса фортуны» (от 0 до 36) широко не рекламируется. Составляет она, между тем, — число 666.
В Россию казино переместились при «просвещенной» Екатерине II одновременно с мощной кампанией секуляризации. Трогательная забота о душах подданных, — закрывая монастыри, повсюду, вплоть до придворных кухонь, внедрять орудия соблазна.
Правда, последующие российские императоры поприкрыли этот вид бизнеса. И одной из диковин, привлекавших русских в XIX веке на европейских водах, стало казино. Но стоек был иммунитет ко злу, привитый Православием, чувствовала душа, что все там, по словам Достоевского, «как-то нравственно скверно и грязно».
После 1917 года Православие на Святой Руси изничтожали револьверами, саблями да тюрьмами, разумеется, синхронно открывая разнообразные злачные места. Слава Богу, до поры до времени. Но и эпохе «Морального кодекса строителя коммунизма» тоже подошел конец. Сегодня снова за окном полоса гибельной свободы от соблюдения заповедей и рабства греху.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *