Дела надо делать спокойно


Дела надо делать спокойно, с рассуждением и упованием на Бога. В любом христианском делании важнее дела — душа.
Поэтому всякому профессионалу во всех его делах следует всегда помнить о первой заповеди — о любви к Богу. В том случае, если эта заповедь будет забыта, наши добрые порывы будут обречены на «выгорание» — потерю желания, интереса, радости от той деятельности, которая еще недавно вызывала восторг и приносила удовлетворение.
Гармонично соединить профессионализм и христианский подвиг позволяет только одно средство — подлинная включенность человека в таинственную жизнь Церкви. Участие в церковных таинствах, молитва и жизнь по Евангелию — залог того, что мы сможем подняться на высоту профессионального служения ближним как образа жизни христианина.
Каждый христианин призван совершать подвиги любви и милосердия. Для этого не обязательно участвовать в социальных церковных проектах, записываться в добровольцы, регулярно ходить в больницу или детский дом. Из церковной истории мы знаем святых, которые совершали дела милосердия в одиночку, тайно. Тайно благотворил святитель Николай Чудотворец, известны святые, которые тайно брали к себе домой больных и прокаженных. В тайне от своей семьи благотворила русская святая Иулиания Муромская, прозванная Милостивой. В этой тайной благотворительности у каждого есть своя мера подвига, о которой знает только сам человек и его духовник.
Очень важная и для очень многих современных людей посильная форма участия в добрых делах — это волонтерство, которое предоставляет человеку большую свободу в реализации стремления к добрым делам, и к тому же дает ему круг единомышленников и соратников. Именно сочетание добровольцев и профессионалов, работающих за деньги, — наилучший путь для благотворительных социальных проектов. Крепкий костяк из профессионалов дает основательность и высокие стандарты помощи, а участие добровольцев-волонтеров привносит особую атмосферу любви и сердечности. (Хотя многие сестры милосердия и приходские соцработники у нас в России сегодня могут быть приравнены к категории добровольцев, которые на Западе не получают оплаты за свой труд, а получают денежное пособие на проезд и на еду. У нас, к сожалению, зарплаты сестер милосердия часто такие маленькие, что как раз и хватает на еду и дорогу к месту работы, так что эти профессионалы настоящие подвижники).
Помогать в церковной богадельне или церковном детском доме, где рядом с тобою трудятся люди одного духа, легче и спокойней, но кроме целиком церковных проектов в России существует огромное поле деятельности — помощь подопечным и пациентам государственных учреждений здравоохранения и соцзащиты, где потребность в участии волонтеров, в том числе церковных, очень велика.
Не говорим о денежной помощи, хотя этот очень простой вид участия в добрых делах — хотя бы малой жертвой — тоже, мне кажется, естественная часть жизни христианина. У нас в России понимание того, что небольшие, но регулярные пожертвования на благотворительность — это совершенно естественно и доступно всем, только начинает складываться.
Церковь, приходские общины призывают своих членов принять участие в различных формах социального служения. В каких именно из них участвовать и в какой форме — каждый решает сам. Выбор конкретного пути доброделания — это тайна человеческого сердца. Но то, что на этот путь нужно встать каждому — очевидно.
Конечно, очень важно напоминать людям, что даже малая помощь нужна. Нужна, прежде всего, им самим. А для Церкви служение милосердия является самой действенной формой проповеди — потому что являет в нашем мире христианскую любовь.
«Не наставляй иначе, как житьем своим,
Иль, привлекая, будешь лишь отталкивать.
Слов нужно меньше, если делать должное,
Художник объясняется твореньями»
(святитель Григорий Богослов)
Епископ Смоленский и Вяземский Пантелеимон (Шатов)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *