Богословие христианской благотворительности

Денежные пожертвования в пользу других, часто совершенно незнакомых людей, по мысли апостола Павла, становятся не просто жестом щедрости. Идея деятельного милосердия и любви к ближним основным мотивом проходит через библейские тексты. Но апостол Павел рассматривает благотворительность через призму христологии — учения о Господе Иисусе Христе — и экклессиологии — учения о Церкви.
Добровольность пожертвования, идея взаимопомощи, необходимость жертвовать от избытка (особенно в пользу тех, кто этого избытка лишен) становятся на второе место после главных аргументов апостола.
Апостол Павел пишет: Вы знаете благодать Господа нашего Иисуса Христа, что Он, будучи богат, обнищал ради вас, дабы вы обогатились Его нищетою (2 Кор. 8, 9). Что значат эти слова? Сын Божий, будучи Богом и имея всю Божественную славу, становится человеком, таким же, как мы,— чтобы ради нас принять бесславие, страдания и смерть. В этом смысл слов о богатстве и обнищании Христа.
В богословии есть специальный термин — «кенозис». В переводе с греческого это слово буквально означает «опустошение, истощение». Христос опустошил Себя, чтобы человек принял полноту жизни, Христос обнищал, чтобы мы обогатились Божественной благодатью. Христос отдал Свою жизнь, чтобы мы избавились от смерти. Поэтому и христиане не должны бояться оделить в чем-то себя, хотя бы частично обнищать в чем-то ради блага других. Тем более что верующие приобрели себе совершенно другое богатство — обогатились во Христе всем, всяким словом и всяким познанием (1 Кор. 1, 5). Это и есть те сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут (Мф. 6, 20), о которых говорил Господь Иисус Хрис­тос. Тот, кто отдает с радостью и любовью, получает от Бога еще большие блага: Бог же силен обогатить вас всякою благодатью, чтобы вы, всегда и во всем имея всякое довольство, были богаты на всякое доброе дело (2 Кор. 9, 8).
Взаимная помощь и благотворение друг другу становятся отражением единства Церкви. Апостол пишет: Дело служения сего (т. е. сбор средств.— Авт.) не только восполняет скудость святых, но и производит во многих обильные благодарения Богу; ибо, видя опыт сего служения, они прославляют Бога за покорность исповедуемому вами Евангелию Христову и за искреннее общение с ними и со всеми, молясь за вас, по расположению к вам, за преизбыточествующую в вас благодать Божию (2 Кор. 9, 12–14).
Церковь наполнена очень разными людьми, но остается при этом единой Церковью. На практике единство проявляется в совместной молитве, поэтому главный знак единства Церкви — совместная молитва верующих на Божественной литургии, перед Чашей с Телом и Кровью Христа. Но молимся мы не только за тех людей, которые окружают нас в храме. Мы молимся за христиан вообще, за всех членов Церкви. Взаимопомощь, по мысли апостола Павла, еще более сподвигает нас к молитве друг за друга. Благотворительность и молитва друг за друга становятся своеобразными узами любви, связующими разные христианские общины между собой.
• Делать добро не только своим
Важно помнить, что христианские общины Рима, Коринфа, Галатии, Македонии и других городов, в которых проповедовал апостол Павел и его сподвижники, были общинами уверовавших язычников. А сбор средств осуществлялся для иерусалимских христиан, бывших иудеев. В послании к Римлянам есть очень важные слова, объясняющие то, почему бывшие язычники усердствуют в делах благотворительности для Иерусалима:Язычники сделались участниками в их духовном (в духовных обетованиях, данных Богом израильскому народу), то должны и им (христианам из иудеев) послужить в телесном (Рим. 15, 27).
Израильский народ — народ Божий, избранный от самых древних времен, чтобы нести свет веры для заблудших народов языческих. С этим были связаны столь строгие установления Ветхого Завета, которые должен был блюсти израильский народ, чтобы сохранить свою веру. Теперь же данные Богом обетования исполняются в Церкви, ставшей духовным Израилем, народом избранным, в который входят не по праву происхождения или рождения, а по вере во Христа. По мысли апостола Павла, уверовавшие язычники в определенном смысле становятся должниками перед уверовавшими иудеями, так как израильский народ понес все трудности Ветхого Завета в ожидании пришествия Спасителя. Поэтому язычники, принимая с народом израильским равные блага в Церкви Христовой, могут послужить им от своих богатств — как бы возблагодарить их за те трудности и тяготы, которые они когда-то понесли.
Вот такой глубокий богословский и духовный смысл приобретает идея христианской благотворительности во Втором послании апостола Павла к христианам Коринфа. Но тот, же самый смысл дела любви и милосердия сохраняют и для нас, христиан XXI века, тем более что нуждающихся в наших делах любви со времен апостола Павла и древнего Коринфа и Иерусалима отнюдь не стало меньше…

Добавить комментарий

You have to agree to the comment policy.