Социальная адаптация освободившихся.

Ежегодно число лиц, ранее судимых, вновь совершающих преступления в течение года после освобождения, только возрастает. Возрастает и актуальность принятия дополнительных системных мер, в том числе с учетом имеющегося на местах опыта функционирования специализированных государственных центров и отделений социальной адаптации для данного контингента.

Каждый год из мест лишения свободы выходят тысячи мужчин и женщин, которые в основном, как и каждый из нас нуждается в помощи. Но недостаточное внимание к судьбам этих людей со стороны государства все более негативно сказывается на ситуации в обществе. Почти каждый, освободившийся из мест лишения свободы нуждается в трудоустройстве, социальном обслуживании, медицинской помощи, обеспечении жильем, восстановлении семейных и коммуникативных связей. Из-за данных нерешенных проблем возрастает уровень рецидивной преступности. Сложившаяся ныне практика социальной адаптации лиц, отбывших наказание в виде лишения свободы, не обеспечивает в полной мере реализацию их гражданских прав и интересов. Проблема социальной адаптации этой категории россиян осложняется также и непростой социально-экономической обстановкой в стране. Бывшие заключенные нередко сталкиваются с невниманием, равнодушием, с дискриминацией при приеме на работу, обращении в поликлинику и т.д. Они живут под гнетом недоверия, подозрительности, недоброжелательности в отношении себя со стороны общества и власти. Необходимо подчеркнуть, что как только граждане отбыли наказание, они вправе рассчитывать на помощь и внимание со стороны общества, государства. По крайней мере, в обеспечении элементарных условий человеческого существования, ведь это один из основных показателей уровня цивилизованности, человечности государства, общества, народа.

Обычно освобожденным оплачивается проезд в общих железнодорожных вагонах, но с учетом особенностей транспортного сообщения с тем или иным населенным пунктом им может обеспечиваться проезд водным (в каютах 3 класса), автомобильным или воздушным транспортом. Лицам, нуждающимся в постороннем уходе, несовершеннолетним в возрасте до 16 лет, беременным женщинам и женщинам, следующим вместе с малолетними детьми, выдаются билеты в плацкартные вагоны или каюты 2 класса. По желанию осужденного, при условии доплаты разницы в тарифе, ему могут быть приобретены билеты с более комфортабельными условиями проезда.

Иные формы материальной помощи из числа предусмотренных законом предоставляются только тем, кто в них нуждается. В частности, по заявлению осужденного ему при освобождении бесплатно выдается одежда и обувь по сезону. При наличии средств из специального фонда может быть выдано единовременное денежное пособие в размере установленного законом минимального месячного заработка (если Правительством Российской Федерации не установлены иные суммы). Следует отметить, что законом не запрещено использование в этих целях и иных средств, например, из общественных фондов помощи осужденным, создаваемых в учреждениях, исполняющих наказания, за счет финансовых поступлений от благотворительных организаций.

В соответствии с ч. 1 ст. 23 Конституции РФ освобожденный, как и все граждане, имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну. С учетом этого обстоятельства, а также неограниченного права осужденных на переписку, закон в общем порядке не предусматривает обязанности администрации учреждений, исполняющих наказания, сообщать о предстоящем освобождении родственников осужденного и иных лиц, исключение сделано лишь в отношении несовершеннолетних, беременных женщин и осужденных женщин, имеющих малолетних детей (ст. 180 УИК РФ) ввиду того, что они нуждаются в особой заботе со стороны государства, а также больных осужденных, нуждающихся в постороннем уходе. При необходимости об их освобождении ставятся в известность органы опеки и попечительства, органы и учреждения Министерства здравоохранения РФ.

При неприбытии родственников и иных лиц, способных сопровождать освобожденного из числа больных лиц, нуждающихся в постороннем уходе, беременных женщин и женщин, имеющих малолетних детей, а также несовершеннолетних в возрасте до 16 лет, данное лицо направляется к месту жительства в сопровождении работника исправительного учреждения.

Статья 182 УИК РФ лишь в самой общей форме закрепляет права лиц, освобожденных от наказания, на определенные виды необходимой социальной помощи. Необходимо отметить, что уголовно – исполнительное законодательство в этой части должно быть дополнено соответствующими федеральными законами.

Человеку, который осужден к изоляции от общества, приходится адаптироваться к новым, кардинально отличающимся от жизни на свободе, условиям ИУ. После освобождения от наказания человеку снова приходится адаптироваться к нормальным, кардинально отличающимся от условий ИУ, условиям свободы. При этом он сталкивается с проблемами правового и социального характера. Значение первых не так велико по сравнению со значением вторых. Следовательно, нужно обратить внимание на решение, прежде всего проблем социального характера.

Основными проблемами в сфере социальной адаптации лиц, отбывших наказание являются: их профессиональная ориентация и трудоустройство, обстановка в семье, в кругу родственников, а также друзей, знакомых, соседей. Как уже было сказано, в большинстве случаев, у бывшего осужденного складываются напряженные отношения с окружающими, как правило, он наталкивается на стену неприятия и равнодушия.

Из всех рассмотренных в работе факторов, способствующих социальной адаптации бывших заключенных, нет ни одного, который сколько-нибудь полно реализуется в нашем государстве.

Таким образом, незамедлительно требуются специальные меры законодательного порядка, и, в первую очередь, гарантирующие соблюдение прав отбывших уголовные наказания, обеспечивающие изменение форм и направленности профилактической работы. В этой связи есть, наверное, смысл обратиться к опыту прошлых лет, в частности, широко использовать деятельность детских судов и инспекций (братьев и сестер социальной помощи), патронажных (попечительских) служб. Важно освободить полицию от несвойственных ей функций в работе с трудновоспитуемыми. Все учреждения, где перевоспитываются подростки, должны обрести гражданского хозяина. Сокровенными делами этой возрастной категории надо заниматься психологам, педагогам, социологам, психиатрам, а не тем, кто представляет карающую десницу, и вряд ли может рассчитывать на доверительное отношение подопечных.

В качестве новых подходов предлагается в отношении ряда категорий освобожденных организовать через центры социальной адаптации патронат (данная форма социального контроля несколько строже общественного наблюдения, но значительно мягче административного надзора), в случаях, когда отсутствует необходимость жесткого контроля за поведением индивида. В то же время за лицами, которые не подпадают под административный надзор, не встали на путь исправления во время отбывания наказания или нарушают правопорядок после освобождения от наказания, следует организовать общественное наблюдение, такие как, например, миротворческие усилия церкви, ее вклад в восстановление и учреждение общечеловеческих норм и ценностей. Необходимо отметить, что речь идет не о религиозных объединениях как коллективном субъекте центра социальной адаптации, а об участии в работе центра верующих и религиозных деятелей в качестве отдельных лиц.

Исходя из всего вышеперечисленного, необходимо еще раз отметить, что сложный процесс адаптации, перевоспитания и возвращения в общество лица, совершившего преступление, начинается при отбытии наказания и заканчивается после его полной адаптации к условиям нормального существования в нормальной социальной среде. Таким образом, нормально адаптированный освобожденный порывает связи с преступной средой и другими лицами, чье поведение характеризуется как антиобщественное, не злоупотребляет алкоголем, не допускает правонарушений.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *