Помощь в адаптации для бывших воспитанников детских домов

Воспитанники детских домов – дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей. Пребывание в условиях детского дома нередко приводит к формированию у воспитанников особого социально-психологического статуса, который характеризуется наличием иждивенческих установок, низким уровнем трудовой мотивации, правовой грамотности, повышенным уровнем виктимности, уязвимости перед различными формами эксплуатации.

В связи с этим одной из приоритетных задач в области социальной адаптации выпускников детского дома является совершенствование системы работы по воспитанию и обучению воспитанников, подготовке их к самостоятельной жизни после выпуска из детского дома. Не имеющие примеры созидательной, конструктивной деятельности до поступления в интернатное учреждение, такие воспитанники быстро усваивают позицию потребителя, все нужды которого обязано удовлетворить государство.

Вхождение выпускников детского дома в самостоятельную жизнь сопряжено с большими сложностями и не всегда проходит успешно. Выпускник, вступая во взрослую жизнь, сталкивается с рядом проблем: обеспечение жильем, поиск работы, организация быта, питания, досуга, взаимодействия с широким социумом и другие.

Исходя из опыта работы с детьми данной категории, можно сделать следующие выводы: выпускники детского дома часто бывают не готовы войти во взрослую, самостоятельную жизнь, где им предстоит делать выбор без чьей-либо подсказки. Вследствие чего появляется множество проблем и вопросов. Исходя из этого, продуктивности и эффективности работы будут способствовать пропедевтика и профилактика возможных проблем выпускников, проводимая с воспитанниками в среднем и старшем школьном возрасте.

Поэтому основными целями являются: максимальная подготовка будущих выпускников к самостоятельной взрослой жизни, содействие успешному профессиональному самоопределению, осознание воспитанником, что личная жизненная успешность зависит от него самого; организация постинтернатного сопровождения выпускников детского дома.

В процессе постинтернатного сопровождения адаптации выпускников учреждений интернатного типа необходимо:

уделять больше внимания развитию и формированию социальных качеств;
формировать умение принимать чужую точку зрения, учить понимать мотивы, двигающие другими, идти на компромиссы;
продолжать развивать ответственность за свою жизнь и свое поведение;
учить контролировать и правильно выражать свои чувства и эмоции, понимать природу их происхождения;
формировать лидерские качества;
формировать умение решать проблемы и трудные ситуации, обучать стратегии принятия решения;
формировать умения самостоятельной жизни, необходимые социально-бытовые навыки.

Необходимы искренняя, доброжелательная поддержка воспитанников, организация ситуаций успеха, пошаговое обучение самостоятельным действиям в решении собственных проблем, решение практических задач, конкретных жизненных ситуаций и поступков, осмысление их с точки зрения законности, ответственности и обязанностей.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *