Девиантное поведение и социальный контроль

Девиантное поведение и его типы.

Причины девиантного поведения.

Социальный контроль.

1. В каждом обществе появляются люди -выдающиеся и простые, -которые нарушают существующие в нем нормы -моральные, правовые, эстетические. Девиантным (отклоняющимся) является общественное поведение, которое отклоняется по своим мотивам, ценностным ориентациям и результатам, от принятых в данном обществе, социальном слое, группе норм, ценностей, идеалов, т.е. нормативных стандартов. Таким образом, девиантным является поведение с девиантной мотивацией. Подобным поведением является отсутствие приветствия при встрече, интриганство, хулиганство, болезнь, инновация, революция и т.п. Девиантными субъектами являются молодые аскеты, гедонисты, революционеры, больные, святые, гении и т.п.

Действия человека включены в социальные взаимосвязи и системы (семья, улица, коллектив, работа и т.п.). Девиантная мотивация является их общей нормативной регуляцией. Поэтому девиантным является поведение нарушающее процесс стабильности социального взаимодействия. Равновесие (стабильность) социального взаимодействия предполагает интеграцию действий многих, которая нарушается девиантным поведением одного или нескольких людей. В ситуации девиантного поведения человек как правило ориентируется на ситуацию, включающую в себя (1) других людей и (2) общие нормы и ожидания. Девиантное поведение вызывается как недовольством другим, так и нормами их взаимоотношений.

Например, социальная связь студента с родителями во время учебы в вузе. Родители ждут от него хорошей учебы, которую трудно совмещать с ролями спортсмена, влюбленного, работника и т.п. Студент начинает учиться неудовлетворительно, т.е. девиантно. Для преодоления такой девиантности существует несколько возможностей. Прежде всего, можно изменить свои потребности, что скажется на оценке других людей и норм регуляции. Так, студент может отказаться от мотивации на отличную учебу и ограничиться удовлетворительной. Далее, можно изменить предмет своей потребности и тем самым смягчить напряженность в социальной связи. Например, он может убедить родителей, что его работа смягчает бремя расходов семьи по его учебе в вузе. И, наконец, студент может уйти из дома, перестать ориентироваться на своих родителей и начать ориентироваться на своих друзей и подруг.

Девиация и конформизм -два противоположных типа поведения, один из которых ориентирован только на действующего, а другой -также и на общество, в котором он живет. Между конформной и девиантной мотивацией действий людей, находится индифферентная. Она отличается отсутствием как конформной, так и отчужденной ориентацией на предметы и ситуацию, которые в этом случае превращаются в нейтральные. Человек как бы равнодушен, не испытывает интереса.

Девиация включает в себя три элемента: 1) человека с ценностями (ориентация на других) и нормами (нравственная, политическая, правовая); 2) оценивающего человека, группы или организации; 3) поведения человека. Критерием девиантности поведения являются моральные и правовые нормы. Они различны в разных типах обществ, поэтому поведение являющееся девиантным в одном обществе, не будет таковым в другом.

Например, в буржуазном обществе, ориентированном на личный успех, поступки типа Павки Корчагина, Александра Матросова и т.п. считаются девиантными и мазохистскими. А в советском обществе, ориентированным на интересы государства, они считаются героическими, сверхнормальными. Противоречие между ориентацией на индивида и ориентацией на общество характерно для всей истории человечества. оно нашло свое выражение в двух противоположных типах личностей: коллективистическом и индивидуалистическом.

В зависимости от отношения к людям Т. Парсонс выделяет следующие типы девиантного поведения:

1. Личность заботиться об установлении и сохранении отношений с другими личностями. Она может стремиться возобладать на другим, поставить его в подчиненное положение. Это часто обусловлено девиантной мотивацией и поведением. Так часто поступают люди в преступных группах, например, в большевистском руководстве.

2. Личность уступает другим, подчиняется им. В этих случаях она может стать на путь девиантной мотивации и поведения, особенно по отношению к личности активной, сильной, коварной. Так в большевистском руководстве пассивное приспособление к Сталину и др., стало причиной девиантности множества людей.

Наиболее разработанной в зависимости от отношения к стандартам (потребностям, ценностям, нормам) в обществе является классификация девиантного поведения Мертона (1910), который выделял следующим типы девиантного поведения:

1. Тотальный конформизм(нормальность) поведения, принятие культурных норм. Таким является поведение человека, получившего хорошее образование, имеющего престижную работу, продвигающегося по карьерной лестнице и т.п. Такое поведение реализует как собственные потребности, так и ориентировано на других (соблюдены нормы). Это единственный тип недевиантного поведения, по отношению к которому выделены разные типы девиации.

2. Инновационное поведение, с одной стороны, означает согласие с целями своей жизнедеятельности, одобряемыми в данном обществе (культуре), но не следует общественно одобряемыми средствами их достижения. Инноваторы используют новые, нестандартные, девиантные средства достижения общественно -полезных целей. В постсоветской России множество инноваторов занялись приватизацией госсобственности, строительством пирамид, рэкетом и т.п.

3. Ритуализм, доводит до абсурда принципы и нормы данного общества Таковым является бюрократ, требующий соблюдения всех формальностей от просителя, забастовщики, работающие «по правилам», что приводит к остановке самой работы. Ритуализм стал чертой советской жизни в период ее распада, когда люди и организации уже не веря в коммунистические идеалы следовали правилам советского общежития.

4. Ретреатизм (бегство от действительности) – это вид девиантного поведения, при котором человек отвергает и цели, и одобряемые обществом пути (средства, время, издержки) их достижения. Такое девиантное поведение присуще бомжам, пьяницам, наркоманам, монахам, фантастам и т.п.

5. Революция (бунт) – это форма девиантного поведения, которая не только отрицает устаревшие цели и пути поведения, но и заменяет их новыми. Такими были российские большевики во главе с Лениным, когда в Октябре 1917 года отвергли цели и средства буржуазно -демократического общества, возникающего в России после свержения самодержавия и восстановили последнее на новой идеологической, политической, экономической и социальной основе.

Из сказанного видно, что конформизм и девиация – два противоположных видов поведения, которые взаимно предполагают и исключают одно другое. Из приведенных типов девиации следует, что она не является исключительно негативным видом поведения людей, как это может показаться на первый взгляд. Деточкин из кинофильма «Берегись автомобиля» ради благородных целей (борьбы со спекулянтами и «теневиками») крал у них автомобили, а средства от их продажи перечислял в детдома.

Становление девиантного поведения проходит несколько стадий: 1) появление культурной нормы, например, ориентации на обогащение в РФ; 2) появление социального класса, который следует этой норме, например, предпринимателей (челноков, бизнесменов и т.п.); 3) превращение в девиантное форм деятельности не ведущих к обогащению, например, жизнедеятельности некоторых рабочих и служащих; 4) признание человека (и социального класса) девиантным со стороны других; 5) переоценка этой культурной нормы, признание ее относительности.

2. Девиантность возникает уже в процессе первичной социализации человека. Она связана с формированием мотивации, социальных ролей и статусов человека в прошлом и настоящем, которые противоречат друг другу. Например, роль школьника не совпадает с ролью ребенка. Мотивационная структура человека носит амбивалентный характер, в ней находятся как позитивные (конформные), так и негативные (девиантные) мотивы действий.

Социальные роли постоянно меняются в процессе жизни человека, усиливая или конформные, или девиантные мотивации. Причиной этого является развитие общества, его ценностей и норм. То, что было девиантным становится нормальным (конформным) и, наоборот. Например, социализм, революция, большевики и т.п. мотивы и нормы были девиантными для царской России и их носителей наказывали ссылками и тюрьмой. После победы социализма они были признаны нормальными. Крах советского общества превратил его нормы и ценности снова в девиантные, что стало причиной девиантного поведения людей в РФ.

Для причин девиантного поведения было предложено несколько версий. В конце Х1Х века возникла теория итальянского врача Ламброзо о генетических предпосылках девиантного поведения. «Криминальный тип», по его мнению, является результатом деградации людей на более ранних стадиях их развития. Внешние признаки девиантного человека: выступающая нижняя челюсть, пониженная чувствительность к боли и т.п. В наше время к биологическим причинам девиантного поведения относят аномалии половых хромосом, дополнительные хромосомы у людей.

Психологическими причинами девиации называют «слабоумие», «дегенеративность», «психопатию» и т.п. Например, Фрейд обнаружил тип человека с врожденным психическим влечением к разрушению. Сексуальная девиация, якобы, связана с глубинным страхом кастрации и т.п.

Зараженность «плохими» нормами духовной культуры представителей средних и высших слоев от низших слоев –тоже считается причиной девиантного поведения в этих социальных группах Это происходит во время общения «на улице», в результате случайных знакомств. Некоторые социологи (Миллер, Селлин) полагают, что низшие социальные слои обладают повышенной готовностью к риску, острым ощущениям и т.п.

Одновременно влиятельные группы обращаются с людьми низшего слоя как с девиантными, распространяя на них единичные случаи своего девиантного поведения. Например, в РФ лиц кавказкой национальности считают потенциальными торговцами, ворами, преступниками. Сюда же можно отнести влияние телевидения, сцен девиантного поведения.

Туманность нормативных формул мотивации, которыми руководствуются люди в сложных ситуациях – причины девиантного поведения. Например, формулы «делай как можно лучше», «ставь интересы общества выше своих» и др. не позволяют достаточно адекватно мотивировать свои действия в конкретной ситуации. Например, активный конформист будет стремиться к амбициозным мотивам и проектам действий, пассивный– сократит свои усилия до пределов своего спокойствия, люди с конформистско –девиантной мотивацией имеют лазейку для оправдания своего девиантного поведения.

Социальное неравенство -важнейшая причина девиантного поведения. Фундаментальные потребности у людей достаточно равны, а средства их удовлетворения у разных социальных классов (богатых и бедных) разные. В этих условиях бедные получают «моральное» право на девиантное поведение по отношению к богатым, выражающееся в разных формах экспроприации у них имущества. Эту теория стала идеологическим фундаментом революционной девиации большевиков против имущих классов: «грабь награбленное», аресты имущих, принудительные работы, расстрелы, ГУЛАГ. В этой девиации расхождение между неправедными целями (полное социальное равенство) и неправедными средствами (тотальное насилие).

Конфликт между нормами культуры данной социальной группы и общества -тоже причина девиантного поведения. Субкультура студенческой группы, армейской группы, низшего слоя, банды существенно разнятся между собой своими интересами, целями, ценностями, с одной стороны, возможными средствами их реализации, с другой стороны. В случае их столкновения в данном месте и в данное время, например, на отдыхе, возникает девиантное поведение по отношению к принятым в обществе культурным нормам.

Классовая сущность государства, якобы выражающая интересы экономически господствующего класса, -важная причина девиантного поведения как государства по отношению к угнетенным классам, так и последних по отношению к нему. С точки зрения этой конфликтологической теории, издаваемые в государстве законы, защищают прежде всего не трудящихся, а буржуазию. Коммунисты оправдывали свое негативное поведение к буржуазному государству его угнетательской природой. Об этом писал Ленин в «Государстве и революции», настаивая на разрушении буржуазного государства и права в процессе пролетарско -социалистической революции. Он не замечал цивилизационной роли любого государства.

Аномия -причина девиации, предложенная Э. Дюркгеймом при анализе причин самоубийств. Она представляет девальвацию культурных норм человека, его мировоззрения, ментальности, совести вследствие революционного развития общества. Люди, с одной стороны, теряют ориентацию, а с другой стороны, следование прежним культурным нормам не ведет к реализации их потребностей. Так случилось с советскими нормами после распада советского общества. В одночасье миллионы советских людей стали россиянами, живущими в джунглях дикого капитализма, где человек человеку -волк, где действует конкуренция, похожая на социал -дарвинизм. В таких условиях одни адаптируются (конформизм), другие становятся девиантами вплоть до рекитеров и самоубийц.

Важной причиной девиантного поведения являются социальные (войны), техногенные и природные катаклизмы. Они нарушают психику людей, усиливают социальное неравенство, вызывают дезорганизацию правоохранительных органов, что становится объективной причиной девиантного поведения многих людей. Например, чеченская война, Чернобыль, землетрясения.

3. Общественное сотрудничество в условиях разделения труда является условием удовлетворения растущих потребностей людей, а значит и успеха в борьбе за выживание. В человеческой природе, склонной к девиантному поведению, действуют силы, препятствующие совершению действий, несовместимых со стандартами поведения, ведущими к интеграции и стабильности. В исследовании Смелзера 99% опрошенных признались, что хотя бы раз в прошедшей жизни нарушали закон в силу противоречия между желанием чего -то и нормами и ценностями.

Социальный контроль и представляет собой совокупность ценностей и норм (моральных, правовых) общества, а также санкций к нарушителям них, принуждающих к соблюдению этих ценностей и норм. В первом случае он включает в себя механизмы управления действиями, а во втором- механизмы собственно контроля. Теория социального контроля –составная часть теории девиантного поведения, изучающая механизмы противодействующие процессам девиантного поведения. Она должна соотносится как с проблемой равновесия (стабильности) общества, нормативными моделями регуляции, так и с мотивациями, связанными с проблемой конформности –девиации.

Социальный контроль неразрывно связан также с управлением действиями людей, социальных связей и социальных систем. Механизм контроля представляет собой своеобразную форму управления элементами действия о котором говорилось выше. Внутренними контролерами являются потребности, убеждения, а внешними – нормы, ценности, а также приказы других и т.п. Когда речь идет о контроле над действиями людей, то имеются в виду специальные механизмы, следящие за соблюдением стандартов (программ) поведения, включающих в себя системы вышеперечисленные элементов. Например, правовой контроль включает в себя потребность человека, его ценности (общественные потребности). какие -то нормы поведения и результаты.

Процессы (и механизмы) социализации и социального контроля взаимосвязаны. С одной стороны, девиантная ориентация и поведение закладывается уже на первичной стадии социализации, стадии формирования мотивов, ролей, статусов, потому первые акты социального контроля должны постоянно сопровождать социализацию. С другой стороны, социализация и социальный контроль связаны с процессами адаптации к напряжениям, которые сопровождают эти процессы. Эти напряжения включают в себя тревожность, враждебность, воображение, навязчивые фантазии и т.п. Простейший механизм социального контроля называется психологической поддержкой конформной мотивации, ролевого поведения, статуса. Он заключается в тревожной реакции на напряжение, стремлении удержаться в рамках конформных стандартов, дающих ему чувство безопасности. Такими механизмами являются материнская любовь, поддержка друзей и коллектива и др.

Механизмы социального контроля возникают в социальной связи в семье, на улице, в школе, на работе и т.п. Именно в них происходит как социализация, так и социальный контроль. Он носит не только социально –психологический (поддержка), но институциональный (моральный, административный, правовой) характер. В процессе институционализации происходит прежде всего упорядочение разнообразных социальных статусов, ролей, мотиваций человека как студента, спортсмена, ребенка, отдыхающего, разграничение их в пространстве и времени. Далее, во время институционализации выстраиваются приоритеты статусов, ролей, мотиваций без чего невозможно избежать конфликта между ними. Если не установить заранее приоритеты своим ролям, ценностям, мотивам, то возможна фрустрация и аномия ценностей человека.

Важным механизмом социального контроля выступают привычки, традиции, ритуалы. Они особенно действенны в ситуациях чрезвычайной социальной напряженности: болезни, безработицы, смерти, стихийного бедствия и др. Адаптация к перечисленным ситуациям сложна и болезненна, содержит возможность девиантного поведения. Так, взрыв дома в Архангельске с помощью откручивания газовых регуляторов осуществил рабочий в качестве мести, которого уволили с работы. Ритуальные действия в таких ситуациях смягчают эмоциональное напряжение, приводят в порядок мотивационную сферу, позволяют избежать девиантности.

Роль механизма социального контроля –своеобразного «отводного клапана» играет массовая молодежная культура. Обладая чертами сверхдопустимости, она позволяет молодежи «оттянуться», снять эмоциональное и девиантное напряжение, сохранить над нею контроль со стороны взрослых и стандартов поведения общества. Уверенность молодых людей в их независимости от взрослых в рамках молодежной культуры формирует чувство и мотивы ответственности за свое поведение. С взрослением молодой человек обычно теряет интерес к этой культуре, социализируется и становится конформным к стандартам поведения. Но у некоторых молодых людей сверхдопустимость молодежной культуры формирует отчетливое девиантное поведение и мотивацию.

Крайней формой социального контроля является прежде всего изоляция от социальной среды, для прекращения контактов девианта с другими людьми. Этот механизм блокирует потенциальные конфликты, девиантные мотивы и действия людей. Тем самым они оставляют поле проявления конформных мотивов, стандартов поведения. Такая изоляция характерна для закоренелых преступников, содержащихся в тюрьмах. Дале, механизмом социального контроля является обособление девианта от социальной среды, ограничением его контактов с другими людьми, предполагающее возможность возвращения в общество. И, наконец, реабилитация девиантов, когда для них создаются искусственные условия общения с себе подобными под контролем психиатров, надзирателей и т.п. Таковым является для заключенных условное освобождение, расконвоирование и т.п.

Социальный контроль делится также на (1) неформальный и (2) формальный. Неформальный социальный контроль существует, по мнению Кросби (1975) в виде: (а) вознаграждения (одобрительные кивки, повышение в должности и т.п.), (б) наказания (недовольный взгляд, критические замечания, угроза физического наказания и т.п.), (в) убеждения (аргументированное доказательство соблюдения нормального поведения), (г) переоценка культурных норм человеком (в результате всех предыдущих форм социального контроля плюс способность к самооценке).

Формальный контроль осуществляется госаппаратом, обеспечивающим принуждение к соблюдению стандартов поведения и их мотивации. В политических странах, где базисом общества является авторитарное или тоталитарное государство, этот контроль осуществляется путем прямого насилия над людьми во всех сферах общества. Он часто является не легитимным, порождая разные виды девиантной мотивации и поведения в форме скрытого саботажа или вооруженных восстаний. Идея свободы как важнейшей ценности жизни народа никогда не разрабатывалась на Востоке (в Азии). Там главной ценностью считалось повиновение госвласти. Выступление против нее рассматривалось как девиантное и жестоко каралось. Отсюда застойность развития восточных стран.

В экономических и экономико –политических (западных) странах, где базисом общества является рыночная экономика, формальный контроль за соблюдением правовых норм и стандартов поведения, дополняется контролем над полномочиями госчиновников, осуществляющих контроль за соблюдением конформного поведения и борьбой против девиантного. Это делается во избежание злоупотребления с их стороны, чтобы они не довели граждан до положения при советизме, фашизме, нацизме. Идея свободы всегда была ценностью западных обществ, породившей инициативу, нарушающую традиционные стандарты поведения и которой современный человек обязан достижениями индустриальной эпохи: правовое государство и представительное правительство; независимость судов и трибуналов; судебное разбирательство и возмещение ущерба в случае незаконных действий госадминистрации; свобода слова и прессы; отделение церкви от государства.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *