Бродяжничество

Одной из тех проблем, которые относятся к ряду вечных, повторяющихся из поколения в поколение, при любом общественном строе, в любой культуре, является проблема социального аутсайдерства. Социальные аутсайдеры — это люди, которые в силу ряда объективных и субъективных причин не смогли найти достойное место в обществе и оказались в самых низших его слоях. Речь идет о тех, кто не сумел состояться в жизни, или, как их еще принято называть на Западе, о «проигравших». Бродяжничество является одной из крайних форм аутсайдерства. По Р. Мертону, это — разновидность ретритистского поведения, которое выступает, как отмечалось ранее, результатом двойного конфликта — неудач в стремлении достичь цели законными средствами и неспособности прибегнуть к незаконным способам вследствие внутреннего запрета. Поэтому индивид дистанцируется от конкурентного порядка, что приводит его к «бегству» от требований общества, пораженчеству, успокоенности, смирению.

В отечественной литературе под термином «бродяжничество» принято понимать «систематическое перемещение лица в течение длительного времени из одной местности в другую либо в пределах одной местности (например, города) без постоянного места жительства с существованием при этом на нетрудовые доходы». Есть и другое определение: «…скитание лица, не имеющего постоянного места жительства, из одного населенного пункта в другой в пределах одного города или района при условии проживания на нетрудовые доходы и уклонения от общественно полезного труда» (Ш.Х. Иногамов, 1990). Таким образом, можно выделить две основные характеристики бродяжничества: отсутствие определенного места жительства и существование на нетрудовые доходы.

Бродяжничество можно охарактеризовать как отклоняющееся поведение. Общество как система объективно заинтересовано в том, чтобы каждый человек выполнял общественно значимые функции, т.е. способствовал социальному прогрессу. Существование на нетрудовые доходы является социальным паразитизмом.

Само слово «бомж» вначале существовало как аббревиатура «без определенного места жительства». Впервые оно появилось в милицейских протоколах, а затем перешло в разговорный язык и сейчас зачастую обозначает просто опустившегося человека. Это не совсем верно, ибо отсутствие определенного места жительства не всегда связано с деградацией личности. Не имеют жилья беженцы и вынужденные мигранты; фактически бездомными являются все проживающие в общежитиях; люди, уехавшие на заработки и не сумевшие там определиться, — словом, все, кто по разным причинам имеет временное жилье. То есть следует различать бездомность и бродяжничество. С другой стороны, многие опустившиеся люди, которые живут попрошайничеством и случайными заработками, имеют жилье и прописку. В специальной литературе и в жизни их определяют как «лица бег определенных занятий» (БОЗ).

Иногда употребляется слово «бич». Считается, что оно пришло в разговорный язык из сталинских лагерей как аббревиатура «бывший интеллигентный человек». Многие зэки из числа интеллигентов не выдерживали нечеловеческих условий ГУЛАГа и быстро опускались (А. Свиридов, В.Н. Шиян). Применяется также название «труболет» (возможно, связано с тем, что эти люди часто находят пристанище в района: теплотрасс) и др.

В нашей стране отношение к данному явлению определялось отношением тоталитарного государства к своим подданным. И бродяжничество в силу известных причин изучалось в основном специалистами-криминологами. Активный интерес к этому явлению социальные науки, в том числе и психология, стали проявлять лишь в перестроечные годы.

Что же представляет собой бродяжничество как социальное явление? Прежде всего, это специфический образ жизни, который складывается в ходе постепенного разрыва социальных связей (десоциализации) личности. В научной литературе для характеристики бродяжничества применяется также термин «маргинальность» (лат. — marginalis — находящийся на краю), обозначающий пограничность, периферийность, промежуточность по отношению к каким-либо социальным общностям. Вместе с тем данный термин имеет более широкое значение, так как под данное определение подходят не только бомжи, но и эмигранты, мигранты из села в город, представители этнических, религиозных меньшинств, инвалиды и др.

Кроме того, в административной практике и социологической литературе бомжей относят к социально дезадаптированным группам населения.

С отменой ст. 209 УК РФ широко распространилось попрошайничество. Профессиональное нищенство — явление древнее, и милостыня имеет религиозный смысл. Христос говорил: «Просящему у тебя дай…», «чтобы милостыня твоя была в тайне…». Поэтому помощь нуждающимся — это не только проявление сочувствия к ближнему, но и любви к Богу: «…так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Новый Завет. Евангелие от Матфея. 5, 42; б, 1-4).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *