День памяти Равноапостольного Великого Князя Владимира

Князь Владимир Красное Солнышко

 Великий князь Владимир был сыном князя киевского Святослава Игоревича и Малуши, которая работала у княгини Ольги ключницей. Историкам, к сожалению, не удалось точно узнать дату рождения Владимира, однако большинство исследователей сходится в том, что это случилось в 962 году. В 970 году юный Владимир был оставлен княжить в Новгороде. его наставником стал верный воевода Добрыня, приходившийся ему дядей. Уже через два года его брат Святослав погибает, а киевский престол переходит его другому брату Ярополку. Биография Владимира полна событий. В итоге военных действий с поляками князю удалось присоединить к владениям Киевской Руси несколько крупных городов. В 981 и 982 годах он смог усмирить вятичей, а в 983 году он открыл путь к Балтике, захватив территории племени ятвагов. В следующем году он покорил радимичей, а через год победил волжских болгар. В 992 году князь подчиняет Руси и хорватов.

 В самом начале своего княжения великий князь Владимир считался ярым язычником. Он пытался реформировать старую веру, воздвигнув в Киеве капище самых почитаемых богов, которым приносились большие жертвы (в том числе и человеческие). Однако на тот момент в городе и околицах (даже в княжеской дружине) было уже не мало людей, принявших новую христианскую веру, а соседи Киевской Руси постоянно присылали послов, стараясь переманить Владимира в свою религию. Результатом всего этого стало так называемое «испытание вер» в 986 году, в итоге которого в качестве единой религии было принято христианство по восточному образцу, а сам князь принимает христианское имя Василий при крещении. Через два года князь принялся крестить Русь со своей дружины и приближённых.

 Князь скончался пятнадцатого июля 1015 года.

Крещение Руси

 Введение христианства в Киевской Руси в качестве государственной религии было вполне закономерным явлением и не могло вызвать серьезных осложнений, хотя в некоторых местах (Новгороде, Муроме, Ростове) не обошлось без открытой борьбы, начатой предводителями язычества – волхвами. Вслед за Киевом постепенно христианство приходит в другие города Киевской Руси: Чернигов, Новгород, Ростов, Владимир-Волынский, Полоцк, Туров, Тмутаракань, где создаются епархии. При князе Владимире подавляющее большинство русского населения приняло христианскую веру, и Киевская Русь стала христианской страной. Крещение Руси создало необходимые условия для образования Русской Православной Церкви. Из Византии прибыли епископы во главе с Митрополитом, а из Болгарии – священники, привезшие с собой богослужебные книги на славянском языке; строились храмы, открывались училища для подготовки духовенства из русской среды. Летопись сообщает (под 988 год), что князь Владимир “приказал рубить церкви и ставить их по тем местам, где раньше стояли кумиры. И поставил церковь во имя святого Василия на холме, где стоял идол Перуна и другие и где творили им требы князь и люди. И по другим городам стали ставить церкви и определить в них попов и приводить людей на Крещение по всем городам и селам”. С помощью греческих мастеров в Киеве был построен величественный каменный храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы (Десятинный) и перенесены в него святые мощи равноапостольной княгини Ольги. Храм этот символизировал собой истинный триумф христианства в Киевской Руси и вещественно олицетворял собою “духовную Русскую Церковь”. Продолжателем апостольской миссии святого князя Владимира был его сын великий князь Киевский Ярослав Мудрый (1019-1054), в правление которого христианская вера на Руси, по свидетельству летописи (под 1037 год), продолжала “плодиться и расширяться, и черноризцы стали умножаться, и монастыри появляться… и умножались пресвитеры и люди христианские. И радовался Ярослав, видя много церквей и людей христианских…” При Ярославе Мудром построены такие выдающиеся памятники русского церковного зодчества, как киевская София (заложена в 1037 году) и новгородская София (1045-1055 годы), основан знаменитый Киево-Печерский монастырь (1051 год), во многом определивший дальнейшее развитие религиозной и культурной жизни Киевской Руси.

 Говоря о значении христианско-просветительной деятельности святого Владимира и Ярослава Мудрого, вспомним ту образную характеристику, которую дает нам летописец (под 1037 год): “Как если бы один землю вспашет, другой же засеет, а иные и жнут и едят пищу неоскудевающую, – так и этот. Отец ведь его Владимир землю вспахал и размягчил, то есть Крещением просветил. Этот же засеял книжными словами сердца верующих людей, а мы пожинаем, учение получая книжное”. В конце XI – начале XII века христианство окончательно утвердилось в Ростово-Суздальской земле благодаря миссионерским трудам епископов Ростовских святого Леонтия и святого Исани, в Муромо-Рязанской, крестителем которой был князь Константин (Ярослав) Святославович (1096-1129), среди славянских племен вятичей и радимичей, вошедших в состав Древнерусского государства в конце XI век и обращенных к Богу преподобным Кукшей, иноком Киево-Печерского монастыря.

Источники: © www.km.ru © student-hist.ru

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *