Трудовые дома или Дома трудолюбия

Со времен крещения Руси раздача милостыни и странноприемничество считались непременной добродетелью каждого русского человека – от простолюдина до великого князя.

Призрение нуждающихся вменялось в обязанность монастырям и приходам, которые должны были содержать богадельни и давать приют странникам и бездомным.

В XVIII веке отношение к нищим, убогим, сиротам изменилось.

Жизнь, перестроенная во многом на западный манер, породила филантропию, когда помощь оказывается из соображений абстрактного гуманизма, а не из любви к конкретному человеку. Милосердие – вместо сострадания.

Петр I, приступая в конце жизни к созданию городских магистратов, мыслил вменить им в обязанность учреждение сиротских домов, богаделен, больниц, работных и смирительных домов «для доставления работ и пропитания здоровым бедным, праздношатающимся и вообще всем, могущим исправлять какие-либо работы».

Создаваемая Екатериной II система общественного призрения предусматривала открытие наряду с больницей и богадельней, также особые учреждения для трудоустройства безработных, нищих и бродяг.

Первый указ в котором говорится о работном доме, куда следовало принудительно помещать “молодых ленивцев”, получающих “пропитание работой”, был дан императрицей Екатериной II московскому обер-полицмейстеру Архарову в 1775 году.

В том же году “Учреждение о губерниях” поручает устройство работных домов вновь созданным приказам общественного призрения: “В оных домах дают работу, а по мере работы пищу, покров, одежду или деньги. Принимаются совершенно убогие, кои работать могут и сами добровольно приходят”.

В XIX веке разворачивается частная светская благотворительность: основываются богоугодные заведения, различные благотворительные общества, богадельни, приюты, ночлежные дома.

Нуждающиеся трудоспособные мужчины и женщины в возрасте 20-45 лет могли надеяться только на небольшие денежные пособия и бесплатные обеды.

Временную работу найти было не просто.

Человек в лохмотьях, истощенный, без документов, но желающий честно трудиться, практически не имел шансов на получение места.

Это ломало людей нравственно и физически.

Вновь приучить таких людей трудиться, вернуть их обществу было непростой задачей.

Все это привело к возникновение домов трудолюбия, чья деятельность была направлена на действенное решения проблем безработных.

Предназначение домов трудолюбия состояло в предоставлении бедным возможности зарабатывать свой хлеб честным трудом — при содействии общества.

Создавались эти учреждения как “средство сокращения нищенства, предупреждения преступлений, часто совершаемых с голоду, и для содействия развитию народного труда”. Чаще всего дома трудолюбия не имели “воспитательно-исправительного характера”, то есть профессиональных нищих туда насильно не отправляли.

В дома трудолюбия бедняки приходили добровольно и покидали их по своему желанию.

Основной причиной прихода в дом трудолюбия, по наблюдению, была “пониженная трудоспособность”.

Помощь дома трудолюбия могла потребоваться, например, женщине с ребенком, человеку явившемуся из деревни, безработному, обленившемуся, алкоголику или просто нищему.

В 1882 году в России открывается дом трудолюбия.

Идея его основания тесна связана с именем духовного пастыря – отца Иоанна Кронштадтского.

Уже по самому своему характеру портового города Кронштадт привлекал к себе массу рабочих рук, которые не всегда находили себе работу, и в свободное время, иногда даже против своей воли, принужденны были протягивать “Христа ради” для того, что бы не умереть с голода.

Вот как отец Иоанн призывал богатых жертвовать и помогать бедным членам церкви Христовой:
“Вы украшены, как кумиры, а члены Христовы без одежды; вы пресыщены, а члены Христовы – в голоде; вы утопаете во всевозможных удовольствиях, а те – в слезах: мы – в богатых и украшенных жилищах, те – в тесноте и нечистоте, в жилищах, которые часто ничем не лучше хлевов. Нет у нас любви христианской: нет для нас и истинного праздника Воскресения Христова”.

Отец Иоанн с первых шагов пастырского служения стал посещать лачуги бедняков, да так, что часто возвращался домой не только без жалования и верхней одежды, но даже без обуви.

Все раздавал нищим.
“Разве не доброе, не гуманное дело спасать людей от лености, праздности, апатии, тунеядства?”, вот как говорил о.Иоанн Кронштадтский.

Понимая, что такая помощь необходима, батюшка пришел к мысли о том, что помогать можно и с большим результатом, если создать такие условия, при которых человек смог бы сам заработать себе на хлеб и так, постепенно, через молитву и достойный посильный труд, мог бы вернуться к нормальной жизни, а это главное.

Как это сделать?
о.Иоанн задумывается о создании и создает, Дом трудолюбия, в котором каждый мог бы найти временное пристанище и работу, получить духовное окормление и почувствовать поддержку других людей.
И это все говорит о том, что пламенеющий любовью молитвенник смог так сплотить людей, вдохновить их настолько, что они были готовы отдать все, только для того, чтобы помочь человеку!

В 1895 году было открыто Попечительство о Домах трудолюбия и работных домах, позже (в 1906 году) переименованное в Попечительство о трудовой помощи.

Оно помогало устройству и содержанию различных учреждений „трудовой помощи”.

Так как в Домах трудолюбия найти себе занятие мог, по определению, любой желающий работать, то вводились здесь ремесла, “не требующие никакого особого профессионального знания”.

Как видим, меры, предпринимаемые благотворительными обществами и правительством, были весьма продуманными и носили целенаправленный характер.

Однако проблему нищеты и безработицы в целом они не решили.

Эту проблему, усугубленную революцией и гражданской войной, предстояло решить России советской эпохи.

Этой же проблемой сегодня вновь мучается Россия.

Возрождая исторические наследие, не выдумывая велосипед, наша организация сегодня пытается возродить и оказать помощь по принципу Домов трудолюбия.
Дома созданы для людей, которые по разным причинам оказались в Южном Федеральном Округе, без крыши над головой, но хотят изменить свою жизнь к лучшему. В отделениях МБОО САГ “Братские сердца”, люди становятся полноправными членами социума: трудятся, получают зарплату, восстанавливают документы, возвращаются в старые или создают новые семьи — а главное — живут в доме!

Главное правило для них — вести трезвый и трудовой образ жизни.

Все наши постояльцы и члены организации трудятся на различных неквалифицированных работах, чтобы не быть тунеядцами и честно зарабатывать на свой кусок хлеба.

Организация восстанавливает подопечным паспорта и другие документы, устраивает проведение бесед на духовные, социальные и психологические темы, помогает найти работу и вернуться в социум.

Мы благодарны каждому, кто готов протянуть руку помощи и поучаствовать в нашем не легком деле. Предоставить трудовые места, для наших ребят, помочь продуктами, транспортом и просто своим вниманием.


Добавить комментарий

You have to agree to the comment policy.