МБОО САГ Братские сердца.

Важная часть христианского учения

Христианство с самого начала своего возникновения столкнулось с государством в лице Римской империи. Ведь приговор Иисусу Христу вынес наместник римского императора в Иудее прокуратор Понтий Пилат. Сам же Господь в Евангелии и определил общий принцип отношения к государству. Когда к Нему подошли фарисеи и саддукеи с провокационным вопросом «Стоит ли платить подать кесарю», Христос ответил «Итак, отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу» (Мф.22:21). 
Отношение к государству — это важная часть христианского учения. Человечество не может жить без государства, поэтому христианам необходимо четко понимать, как нам относиться к государству.
Если обратиться к исторической подоплеке вопроса ко Христу и ответа на него, то мы увидим, что вопрос ко Христу был задан с большой хитростью. Если бы Господь ответил, что платить подать не нужно, то они бы смело могли донести на него власти как на мятежника. Если же Он отвечает, что платить подать нужно, то это противоречит национальным интересам иудеев, многие из которых считали грехом платить дань языческому царю. Однако в последнем мнении скрывалось плохое знание фарисеями Священного Писания. Иудеи в своей истории неоднократно платили подать чужеземным и языческим царям: царь Осия платил дань Ассирийскому царю (4Цар.17:3), евреи платили подать Вавилонскому царю во время Вавилонского плена.
В чем же смысл ответа Христа, после которого вопрошающие не нашлись что сказать? Вот как толкует это место блаженный Феофилакт Болгарский: «Вообще это означает следующее: во внешних делах, касающихся телесной жизни, должно подчиняться царям, а во внутренних, духовных — Богу… Еще понимание: мы двойственны, — состоим из тела и души: телу, как кесарю, мы должны давать пропитание и одежду, а более возвышенному в нас — душе, ей соответствующее». То есть Господь Иисус Христос разделил государство и религию в Своем учении. Иудеи древности не мыслили свою веру без государства созданного по законам пророка Моисея. Однако ответ Христа ошеломил фарисеев именно потому что Он разделили религиозные обязанности человека и обязанности перед государством.
Смысл ответа Господа гораздо шире заданного Ему вопроса — христиане должны не только платить налоги государству, но и исполнять государственные законы. Эту же мысль высказывают, и ученики Господа апостолы в своих посланиях. Так апостол Петр пишет: «Бога бойтесь, царя чтите» (1Пет.2:17). Кто то может подумать, что апостол имеет ввиду православного царя, что только такого царя нужно «чтить». Однако это неверно. Во времена, в которые жил апостол Петр и писал это послание, не было православного царя, а был Римский император, именно его Петр и имеет ввиду. Что значит «чтить» царя — это значит не только исполнять повеления правителей, но и относиться к ним с уважением.
Более широко на эту тему рассуждает апостол Павел: «Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены. Посему противящийся власти противится Божию установлению. А противящиеся сами навлекут на себя осуждение. Ибо начальствующие страшны не для добрых дел, но для злых. Хочешь ли не бояться власти? Делай добро, и получишь похвалу от нее, ибо [начальник] есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое. И потому надобно повиноваться не только из [страха] наказания, но и по совести. Для сего вы и подати платите, ибо они Божии служители, сим самым постоянно занятые. Итак отдавайте всякому должное: кому подать, подать; кому оброк, оброк; кому страх, страх; кому честь, честь» (Рим.13:1-7).
Апостол языков не только утверждает, что нет власти не от Бога (а значит и власть языческого императора тоже от Бога), но и говорит, что подчинение власти — это религиозная обязанность, что мы должны повиноваться власти «по совести». В другом послании тот же апостол призывает всех христиан молиться за правителей: «Итак прежде всего прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков, за царей и за всех начальствующих, дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте, ибо это хорошо и угодно Спасителю нашему Богу» (1Тим.2:1-3). Молитвы за «богохранимую страну нашу, власти и воинство ея» звучат на каждом православном богослужении. Также апостол Павел советовал поставленному им епископу Титу: «Напоминай им повиноваться и покоряться начальству и властям, быть готовыми на всякое доброе дело» (Тит.3:1).
История церкви знает множество периодов взаимоотношений между государством и Церковью: от попыток полного уничтожения Церкви в государстве до полного объединения Церкви и государства. Как показала история, государства, пытавшиеся уничтожить Церковь и христианство, постепенно исчезают с исторической арены — это и Римская империя, и Советский Союз и др. Напротив, же державы, которые выстраивают добрые отношения с христианством, существуют многие столетия (например, Российская империя). Церковь постулирует необходимым подчинение власти обязательным для христиан, однако при этом христиане никогда не забывали и не забудут времена гонений со стороны различных государств.
Наиболее ярким примером этого является отношения Православия и Советского Союза. Советский Союз был откровенно атеистическим государством. Однако и в таком государстве православным приходилось жить и строить с ним какие-то отношения. В 1927 г. митрополит Сергий Страгородский издал декларацию о признании Советской власти, в которой указал: «Мы хотим быть православными и в то же время сознавать Советский Союз нашей гражданской Родиной, радости и успехи которой – наши радости и успехи, а неудачи – наши неудачи. Всякий удар, направленный в Союз, будь то война, бойкот, какое-нибудь общественное бедствие или просто убийство из-за угла, подобное Варшавскому, сознается нами как удар, направленный в нас. Оставаясь православными, мы помним свой долг быть гражданами Союза «не только из страха, но и по совести», как учил нас Апостол (Рим. XIII, 5)» Далее патриарх Сергий говорил, что советская власть в то время многими считалась временной и слабой, поэтому нет необходимости ей подчиняться. Но, по всей видимости, большевики оказались у власти не случайно, а по промыслу Божию. Многие также в то время не могли разделить православие и монархию, как будто невозможно быть православным, не придерживаясь монархических взглядов в политике. «Только кабинетные мечтатели могут думать, что такое огромное общество, как наша Православная Церковь со всей ее организацией, может существовать в государстве спокойно, закрывшись от власти» — писал патриарх Сергий. Он писал это во времена одного из самых страшных гонений на христиан — гонений советской власти.
Да, и такой власти мы должны подчиняться. Господь посылает не только хороших, но и плохих правителей — в наказание за грехи народа в целом. Мы привыкли мыслить только о личной ответственности, мол, «не мы же расстреливали царя». Однако если вы посмотрите в Ветхий Завет в книгу Ездры, то найдете там молитву Ездры (9 глава книги Ездры), в которой он кается за грехи всего еврейского народа в предыдущих поколениях, за грехи, которые сам лично он не совершал. Поэтому и мы порой несем наказание за грехи наших предков. Впрочем, кто знает, не понесут ли наши потомки наказание за грехи нашего современного общества и государства?
Made on
Tilda